ООО «НЕЗАВИСИМАЯ ЭКСПЕРТНАЯ КОМПАНИЯ «МОСЭКСПЕРТИЗА» (ООО НЭК «Мосэкспертиза»)

Сертификат. Сертификация. Сертификационные службы

Автор: Интервью вела журналист Светлана Заркова

Корр.: Петр Александрович, термин сертификация появился в российской действительности сравнительно недавно, после введения с января 1993 года Закона о потребительских правах. И, как утверждают в РОСТЕСТе с единственной целью - поставить некачественным зарубежным товарам, потоком хлынувшим на наш российский рынок, надежный заслон. Термин удивительно быстро прижился - как тут и был. И сразу же стал одним из самых употребительных и распространенных. Хотя смысл его, думается, до конца неясен ни нашим предпринимателям, ни потребителям.
Что же такое сертификация? Такая ли уж панацея от всех бед, касающихся вопросов качества?

П.А.: Начнем с семантики. Сертифико - слово французского происхождения. В переводе означает - удостоверяю.

Сертификат - удостоверение о чем - либо. Если речь о качестве товара, то это - документ, подтверждающий качество. Выдается компетентными органами и является подтверждением заявленного качества товара, принятым в данной стране или целом ряде стран нормативам. А сертификация -это процедура подтверждения заявленного качества.

С другой стороны, сертификация - это инструмент развитого рынка. Сертификационные службы - прямое порождение рыночных отношений. Поучительна в этом отношении сама история возникновения сертификационных служб за рубежом на границе IX и XX столетий.

Возьмем одну из самых известных инспекционных компаний, занимающуюся еще и сертификацией. К ее созданию "приложил руку " российский гражданин.

Торгуя с Францией зерном, он столкнулся с целым рядом трудностей по сохранности товара при транспортировке по морю. Высокое качество российского зерна, увы, далеко не всегда подтверждалось в пункте назначения. Зерно якобы портилось в пути, подмачивалось в трюмах, его расхищали и т.д. и т.п. Российский предприниматель взялся сам сопровождать груз до пункта назначения. В результате выяснилось - ряд претензий заморских партнеров ничем не обоснованы. Вот тогда-то и возникла мысль о создании специальных портовых служб, контролирующих груз на всем пути его следования вплоть до пункта назначения. Она была создана. Естественно, структура подобной организации достаточно сложна и пространна. Она включает в себя и таможенные, и контролирующие, и страховые, и экспертные, и юридические службы, служащие независимыми посредниками во взаимоотношениях производителя, потребителя и покупателя.

Еще пример. Промышленники и предприниматели одного из районов Западной Европы накопили массу взаимных претензий, разрешить которые самостоятельно были не в силах. Требовалось вмешательство третьей - НЕЗАВИСИМОЙ СТОРОНЫ, чтобы в законном порядке установить "правила игры". "Третейским судьей" в спорах стала специально созданная и успешно функционирующая поныне одна из известных в Западной Европе экспертных служб.

Для чего я столь пространно излагаю исторические корни сертификационных служб? С целью показать, как все это начиналось и развивалось у них и чтобы понять - мы в самом начале пути. Неудивительно, что порой мы не только заново "открываем велосипед", но и делаем это по-своему.

Корр.: Перестройка, прорубившая окно не только в Европу, но и во все страны мирового сообщества, наполнила российский рынок зарубежной продукцией, предположительно - более высококачественной, чем у нас. А на деле? Наряду с высококачественной, на российский рынок хлынул поток низкопробной продукции, заслон которой в нашей стране поставлен, однако, не был. Почему? Разве так уж сложно отличить упаковочную пленку, применимую для упаковки детской игрушки от той, что для этих целей непригодна? А ведь известны случаи, когда упаковка наносила вред детскому здоровью. Между тем, упаковка относится к разряду товаров, подлежащих обязательной сертификации. А пищевая, медицинская и для детских изделий обязательно проходит экспертизу санэпиднадзора, что обеспечивает их санитарную безопасность. Но если так, то некачественная пленка - просто подлог. Почему он возможен?

П.А.: По данным газеты "Вечерняя Москва" от 11 июня 1998 года 90% продаваемого в столице моторного масла - фальшивка, которая губит двигатель и автомобиль, отрицательно сказывается на экономике страны. Самое удивительное, что транспортная инспекция, регулярно контролирующая автозаправки на предмет качества, масло не изучает. А лаборатория ВНИИ нефтепродуктов, проверившая горючие и масло на наличие микроэлементов, пришла к следующим выводам: необходимо ужесточить ГОСТирование; обеспечить наличие этикетки и оригинальной упаковки. Так, например, компания "НОРСИ-ОЙЛ" уже заявила о реализации своей продукции исключительно в стандартных, особой формы, канистрах, снабженных металлической этикеткой со штрихкодом и заводским инвентарным номером. Подделать такую канистру едва ли возможно!

Путь к качественной, а главное защищенной продукции, не короток. В западных державах десятилетиями совершенствовалась система производства и защиты товаров, по крупицам складывались службы, способные обеспечить качество товара на всем 'его пути от изготовителя до покупателя.

Контроль, проводимый торгинспекцией, показал - в 55% проверок товар бракуется из-за отсутствия надежной упаковки, отсутствия информации на русском языке или ненадежности этой информации. И только в результате 5-7% проверок товар бракуется из-за непригодности к употреблению.

Аналогичные данные приводились на мартовском заседании Правительства РФ, на котором рассматривалась тема: "Правах потребителя". Вывод - подобная ситуация, прежде всего - результат непроработанности нормативной базы. Совершенствование ее зависит в первую очередь от комплексного подхода к проблеме качества. Пока сертификацией занимаются отраслевые организации и каждый тянет одеяло на себя, общую нормативную базу создать трудно. Не поспевают за техническим прогрессом и темпы обновления наших стандартов. В результате на рынок поступают товары, на которых еще нет российских стандартов или они несовершенны. Например, йогурты. Или те же моторные масла, содержащие примеси, не стандартизированные у нас в России. Кто же поручится за качество подобных товаров?

Корр.: Но разве так ум плоха система ГОСТирования, существующая в нашей стране до перестройки?

П.А.: Отнюдь, Методики по оценке качества, разработанные госстандартом России, высоко оцениваются и западными экспертами. В свое время была создана уникальная по своей простоте и целесообразности система определения и регулирования качества. Но и нормативная база и контроль за ее осуществлением находились в руках государства. Теперь же далеко не все то, что предписывается правилами, выполняется.

Не сформировано правовое поле экспертной деятельности. О чем в частности указывалось еще в декабре 1996 года на Всероссийской конференции экспертов России. Одно из принятых на этой конференции решений: разработка и совершенствование нормативно-правовой базы в области экспертизы.

Была создана рабочая группа по доработке проекта Федерального Закона "Об основах экспертной деятельности в Российской Федерации".

Корр.: Вы, Петр Александрович, насколько мне известно, являетесь членом этой группы. Участвуете в ее работе. Скажите, что изменилось со времени декабрьской конференции в Санкт-Петербурге?

П.А.: Принятие Закона, в котором четко обозначены принципы и функции построения экспертной службы, все откладываются. Разработка Закона, тем не менее, продолжается. Нами предложены, в частности, 3 формы существования сертификации: государственная - это та, что проводится принадлежащими государству органами инспекции и сертификации, общественная - функции защиты прав потребителя и независимая -проводимая независимыми экспертными компаниями.

П.А.: Положительно. Примерно таким путем пошли в свое время в Англии. И это, в конечном итоге, дало положительные результаты, Английское качество приобрело нарицательное значение - как то, чего почти невозможно превзойти.

Корр.: В протоколе мартовского заседания Правительства, в частности, записано: "Действующая система обязательной сертификации товаров и услуг реально не защищает рынок от возможности проникновения недоброкачественной продукции, а потребителя - от возможности приобретения опасных для здоровья товаров". Но отсюда следует и еще один вывод: основная функция сертификации - защитительная. Но так ли это? И что такое "обязательная сертификация"?

П.А.: Проблема качества в рыночном хозяйстве - одна из самых актуальных и острых. Как измерить качество? Какими способами определить? Параметров качества столько, а часть их настолько трудноуловима и субъективна, что заготовить нормы на все случаи жизни просто невозможно. Тем более, что это категория развивающаяся и зависит от общего уровня производства и технического прогресса.

В государстве, в котором мы с вами еще совсем недавно жили, качество определялось ГОСТами и нормативами, устанавливаемыми самим государством. И сейчас качество задается государством в военной промышленности, в медицине, детском питании. И это вполне естественно. Так поступают повсюду. Но у нас обязательной сертификации подлежит огромное количество иных товаров, в том числе упаковочные материалы и упаковка. Круг таких товаров все расширяется в прямой зависимости от совершенствования основополагающего Закона о правах потребителя.

Конец 1996 года - изменение в правилах о сертификации продукции и услуг, введение новой формы сертификации. И, как следствие - расширение номенклатуры продуктов и услуг, подлежащих обязательной сертификации.

23 февраля 1998 года - введены новые гигиенические требования безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов. Серьезное изменение процедуры САНПИНа -санитарных правил и норм. И опять - увеличение числа товаров, подлежащих обязательной сертификации. Оправдан ли подобный подход? Пока не существует единой системы независимых сертификационных служб, до которой мы просто еще не доросли, подобный порядок сдерживает беспредел. Обязательная сертификация свидетельствует о том, что мы одной ногой в рынке, а другой - в государстве, от которого ушли. Это система переходного периода.

Корр.: Что же в таком случае является гарантией высокого качества?

П.А.: Высокий уровень организации производства и рынка. В принципе и за рубежом потребитель беззащитен перед беззастенчивым производителем или продавцом, как у нас. Но все дело в том, что там торговать некачественным товаром все равно, что подставлять ножку самому себе. Если покупатель приобрел у вас пленку, качество которое подтверждено сертификатом, а позже выяснилось что сертифицированный образец не той "породы", что весь товар - более низкий по качеству, покупать ь в следующий раз ни за что не рискнет прибегнуть к услугам лживого продавца. Да и зачем? Уровень конкуренции таков, что выбрать всегда есть из чего. Незадачливого обманщика вытеснят с рынка другие - относящиеся к качеству и престижу фирмы куда более серьезно.

И на нашем рынке таких примеров немало. Возьмем, к примеру, упаковочное оборудование. Отсутствие нормативной базы по этой, слабо развитой, в начале перестройки, отрасли, сыграло скорее положительную роль. И если в начале отечественный потребитель из всего потока оборудования из-за рубежа выбирал самое дешевое, а значит и не самое совершенное, то теперь, когда рынок насыщен, и наши производители тоже подтянулись до европейского уровня, большим спросом стала пользоваться высококлассная, качественная техника.

Но самое главное - функции контроля заложены в механизме сертификационных зарубежных служб. А высокое качество продукции запрограммировано развитием и совершенствованием производства и науки. В сущности, основная функция государства с рыночной экономикой - поддерживать отечественного производителя, устанавливать законы торговли и контролировать их исполнение.

У нас же далеко не всегда четко определены полномочия контролирующих органов или организаций, занимающихся надзором. Взять хотя бы таможню. За рубежом сущность таможенного контроля сводится к правильности провоза грузов через границу и обратно. У нас таможня - в случае проблем с подтверждением качества товара, его идентификации, стоимости и др. передает решение этих вопросов своим же органам, подтверждающим и качество, и стоимость и прочее!

Одной из самых распространенных причин появления на рынке некачественных товаров является несогласованность работы сертификационных служб и их неоправданное обилие. Ветеринарная служба и Госсанэпиднадзор проверяют качество продуктов животноводства. "Сферы влияния" и в самом деле разделить непросто, если речь идет об одних и тех же продуктах.

В системе РОСТЕСТА существует 56 самостоятельных подразделения, имеющих собственный руководящий аппарат и сходные с РОСТЕСТом функции. Правда каждое из подразделений занимается конкретным перечнем товаров и услуг, но едва ли это кардинально меняет дело.

Что касается тары и упаковки, то в Москве и области существуют пять организаций, выдающих компетентный документ по этим товарам. В том числе и наша - "МОСЭКСПЕРТИЗА". Но испытаниями занимается куда большее количество органов, в том числе и сами производители упаковки. Однако для того, чтобы лаборатория могла квалифицировано провести экспертизу, она сама должна быть сертифицирована. Лаборатория обязана соответствовать техническим и технологическим условиям на испытание. Так что, получая сертификат на упаковочный товар, поинтересуйтесь: имеет ли данная лаборатория всю необходимую документацию. В обратном случае вам придется повторить сертификацию, потратив лишние средства.

Корр.: Последний вопрос, Петр Александрович. Касается он закупок товара за рубежом. Бытует мнение, что достаточно иметь сертификат международного образца ч необходимость в повторной экспертизе при пересечении границы отпадает. Однако, как выяснилось, никакого международного сертификата в природе не существует. И хотя зарубежные производители выдают сертификат соответствия на свою продукцию, у нас в стране приходится сертифицировать его повторно. Но зачем?

П.А.: Существует только соглашение о признании данных сертификации. Несколько зарубежных организаций - СЖС, ДИН ГОСТ ТЮФ и венгерская - МЕДКОНТРОЛЬ провели аккредитацию своих лабораторий в России по системе ГОСТ Р. Сертификатами, выдаваемыми этими организациями и их филиалами в целом ряде стран, можно пользоваться и у нас. Эти организации выдают сертификаты российского образца - на российском бланке, по российским правилам.

Во всех остальных случаях при ввозе товара из-за границы необходимо проводить сертификацию в России, потому что у нас особый взгляд на качество. Наша страна еще не полностью интегрировалась в международный рынок. И у нее еще многое впереди.


Журнал "Пакиндустрия", август 1998г.