ООО «НЕЗАВИСИМАЯ ЭКСПЕРТНАЯ КОМПАНИЯ «МОСЭКСПЕРТИЗА» (ООО НЭК «Мосэкспертиза»)

Роль независимой экспертизы и сертификации во внешнеэкономической деятельности

Автор: Петр Красовский

Традиционно рыночные методы регулирования и контроля при проведении внешнеторговых операций развиты во всех странах с рыночной экономикой. Одним из важнейших механизмов такого регулирования, является негосударственная, - независимая экспертиза. В этой области действуют такие всемирно известные компании, как "ЛЛОЙД РЕГИСТР", "БЮРО ВЕРИТАС", "СЖС" и другие, а также объединения инспекционных компаний, например IFIA.

На территории СНГ в последние годы также начали организовываться и активно работать независимые экспертные компании ("МОСЭКСПЕРТИЗА", "СОЮЗ-ЭКСПЕРТИЗА", Восточно-Европейская независимая инспекционная компания", экспертные организации при торгово-промышленных палатах и другие). Участие независимых экспертных организаций во внешнеторговых сделках решает главную задачу безопасности партнеров и надежной реализации сделки. Государство при этом может быть уверено, что участники сделки соблюдают установленные законодательством правила игры. Однако эффективность работы независимых экспертных групп в России и СНГ пока невелика, а влияния этих организаций явно недостаточно.

Что же необходимо сделать, чтобы независимая экспертиза заняла достойное, по праву причитающееся ей, место в Российской экономике? Свой вариант ответа предлагает генеральный директор независимой экспертной организации "МОСЭКСПЕРТИЗА", действительный член Академии Проблем качества - Петр Красовский.

Прежде всего, ответим на вопрос: с какими проблемами столкнулась независимая экспертиза и сертификация в нашей стране, отстаивая право на своё существование? И каковы пути решения этих проблем?

Первая проблема - нежелание многих государственных органов и отдельных чиновников дать дорогу и признавать результаты работы негосударственных, независимых экспертных и сертификационных компаний. Продолжается достаточно активный процесс создания ведомственных экспертных и сертификационных организации, которые по заданию своего ведомства проводят работы. При этом нарушается главный принцип независимости - экспертная организация и заказчик экспертизы не должны не только организационно, но и финансово быть связаны между собой.

Могут быть и другие ситуации, как, например, в таможенных органах.

Для проведения экспертизы и сертификации они создают собственные лаборатории, формально заказчиками экспертизы в таможенных лабораториях являются организации-участники внешнеэкономической деятельности, но обращаются они в лаборатории по обязательному, к исполнению направлению таможенных органов, которые и используют в своей деятельности результаты экспертизы. То есть и в этом случае, участник внешнеэкономической деятельности получает не независимую, а внутриведомственную экспертизу. Причем, во многих регионах России таможенные лаборатории занимают монопольное положение в области таможенной экспертизы. Для участников внешнеэкономической деятельности это часто оборачивается очень длительными сроками проведения работ, а значит "простоями" в проведении сделок или ограничениями в использовании собственных финансовых средств. При этом возникает поле для злоупотреблений со стороны сотрудников таможни или таможенных лабораторий.

Решить эту проблему можно было бы путем расширения области применения негосударственной, независимой экспертизы. Государственные же органы, выполняли бы свои функции по контролю и управлению. Наиболее актуальными областями для этого, по нашему мнению, являются - таможенный контроль, валютный контроль, лицензирование внешнеэкономической деятельности. Именно здесь участники внешнеэкономической деятельности и бюджет государства несут наибольшие потери из-за неоперативности, предвзятости и мздоимства чиновников от экспертизы.

Вторая проблема - компетентность независимых экспертных и сертификационных организаций.

Путей для борьбы с некомпетентностью в этой области может быть много, но по нашему мнению, магистральными могли бы стать - следующие:

Разработка и принятие закона об основах экспертной деятельности, который бы определил области применения экспертизы, объекты экспертизы, права, обязанности и ответственность субъектов экспертной деятельности, организацию допуска организаций к экспертной деятельности, международное сотрудничество и многие другие вопросы. Проект такого закона разработан компанией "Мосэкспертиза" и был рассмотрен на международном семинаре в Москве в 1997 году. С учетом высказанных замечаний проект был доработан и готов к представлению в государственные органы. Вместе с тем, его дальнейшее продвижение и перспективы принятия во многом зависят от поддержки экспертной общественности и участников внешнеэкономической деятельности.

Проведение работ по стандартизации экспертной деятельности. Стандарты должны конкретизировать требования к экспертам, экспертным организациям, а также процедурам их деятельности на основе закона. Эти стандарты могут быть как государственными, так и стандартами общественных объединений или отдельных организаций. Такой работой уже начала заниматься Российская торгово - промышленная палата и компания "Мосэкспертиза".

Развитие системы аккредитации экспертных организаций при государственных органах управления и контроля (таможенных органах, органах лицензирования, валютного контроля и т.п.). Аккредитация должна обеспечить допуск к проведению экспертизы в интересах этих органов только экспертным организациям, отвечающим определенным требованиям по своей компетентности, наличию подготовленных кадров, методической базы, необходимого оборудования, опыта работы, в заявленной отрасли и т.п. Опыт такой аккредитации в России имеется (например, при Федеральном долговом центре Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю), и он показал свою высокую эффективность.

Сертификация систем качества оказания услуг в экспертных организациях на основе стандартов ИСО серии 9000. Опыта такой работы в России практически нет. Компания "Мосэкспертиза" является первой, которая внедряет у себя систему качества оказания экспертных услуг. Эта работа, в определенной степени, затрудняется отсутствием государственных стандартов на экспертную деятельность как услугу.

Третья проблема - обеспечение международного признания результатов экспертной деятельности российских экспертных организаций и организаций других стран СНГ. Эта проблема исключительно важна для защиты государственных интересов и интересов предпринимателей, особенно при проведении внешнеторговых экспортных операций. Проверку качества и количества, экспортируемых из России товаров требуют сейчас практически все иностранные покупатели. К таким проверкам на территории России чаще всего привлекаются не российские, а иностранные экспертные (инспекционные) компании.

Факты свидетельствуют, часто эти компании отступают от принципов объективности и независимости и, проводя не совсем объективную экспертизу, подыгрывают своим фирмам - импортерам, защищая интересы своей страны. Такое "подыгрывание" наносит немалый ущерб нашим экспортерам и экономической безопасности России. Признание результатов нашей экспертной деятельности за границей, позволило бы, в значительной степени, решить эту проблему. Хотя при этом требуется жесткий контроль за работой наших экспертных компаний на тех принципах обеспечения компетентности и объективности, которые были изложены выше. Обеспечение признания может быть получено через процедуры сертификации или аттестации наших экспертных организаций в известных зарубежных органах, например, TUV, UKAS,а также процедуры вступления наших организаций в международные объединения инспекционных компаний (например, IFIA) через предусмотренные для этого проверочные процедуры.

Четвертая проблема - недопонимание многими бизнесменами роли независимой экспертизы для обеспечения успешного проведения внешнеторговых операций. Это недопонимание во многом связано с недостатком денежных средств или желанием их сэкономить. Отдельные бизнесмены надеются на русское "авось", на то, что иностранный партнер не подведет: поставит товар нужного качества и количества, обеспечит его упаковку в соответствующую тару, вовремя оплатит контракт и т.п.

А когда этого не происходит, хватаются за голову и спрашивают: "Что делать, и кто виновен?".

При этом часто бывает, что искать виновного, мягко говоря, поздно, да и сделать что-либо тоже. Сэкономив на экспертизе, теряют значительно больше из-за недобросовестности иностранных партнеров. Причина, в принципе, тривиальна, - желание отдельных предпринимателей как можно быстрее заработать, и чем больше, тем лучше. Но, как говориться: "мы предполагаем..."

А сделать следовало бы следующее: провести экспертизу проекта контракта, перед его подписанием, и включить в него разделы, обеспечивающие поставку товаров надлежащего качества; заказать предконтрактную проверку качества товаров, а также предотгрузочную и приемочную экспертизу товара по количеству и качеству; сделать ряд экспертиз для таможенных целей (классификация товаров по ТН ВЭД СНГ, оценка таможенной стоимости товаров и т.п.)

Тогда можно быть уверенным, что любой спор с иностранным партнером, да и таможней тоже, можно будет выиграть, а значит сэкономить собственные деньги.

Пятая проблема - развитие добровольной сертификации в интересах обеспечения внешнеторговой деятельности. Существующие в настоящее время системы обязательной сертификации продукции направлены, в первую очередь, на обеспечение безопасности этой продукции для потребителей, окружающей среды и имущества граждан и организаций. Однако для нормальной внешнеэкономической деятельности, этого недостаточно. Должна шире развиваться сертификация товаров и услуг на соответствие требованиям нормативных документов, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность (в области таможенного контроля, валютного регулирования, лицензирования и т.п.), а также требованиям контрактов. Для такой сертификации лучше всего подходит статус добровольной, а правила такой сертификации, должны разрабатываться экспертными группами, по согласованию с организациями, проверяющими и контролирующими результаты сертификации (таможенные органы, органы валютного контроля и т.п.).

Системы добровольной сертификации должны создаваться на основе законодательства и нормативных документов в области сертификации, а регистрироваться установленным порядком в органах Госстандарта.

Опыт создания таких систем, например, в отношении продукции военного назначения, уже есть (система "Оборон-сертификат").

От редакции: Оттого, как развиваются независимые экспертные организации, зависит качество продукции, то есть безопасность потребителей, а также безопасность бизнесменов, вкладывающих деньги в международные проекты.

Мы будем и впредь рассказывать о той важной роли независимых экспертных групп, которую они играют во внешнеэкономической деятельности.


журнал "Пакиндустрия", №9, 1999г.