ООО «НЕЗАВИСИМАЯ ЭКСПЕРТНАЯ КОМПАНИЯ «МОСЭКСПЕРТИЗА» (ООО НЭК «Мосэкспертиза»)

Роль и место независимой экспертизы (инспекции, оценки) и сертификации во внешнеэкономической деятельности

Автор: Красовский П.А.

В условиях бурного развития рыночных отношений на территории бывшего СССР, либерализации внешней торговли, ослабления административной регулирующей роли государства начинают все большее значение и развитие получать традиционно рыночные методы регулирования и контроля при проведении внешнеторговых операций. Одним из важнейших механизмов такого регулирования и контроля является негосударственная, независимая и компетентная экспертиза.

Во всех странах с рыночной экономикой такая экспертиза (за границей вместо термина "экспертиза" чаще употребляется термин "инспекция") уже давно заняла свое место и ее влияние на регулирование внешнеэкономической деятельности весьма благоприятно. В этой области действуют такие всемирно известные компании, как "Ллойд Регистр", “Бюро веритас", СЖС и другие, а также объединения инспекционных компаний, например "IFIA".

На территории СНГ также в последние годы начали активно работать независимые экспертные компании ("Мосэкспертиза", "Союз-экспертиза", "Восточно-Европейская независимая инспекционная компания", экспортные организации при торгово-промышленных палатах и др.). Однако их влияние пока недостаточно.

Вместе с тем потенциал независимой экспертизы для обеспечения внешнеторговых операций очень велик. При этом для участников внешнеэкономической сделки решалась бы главная задача обеспечения ее надежной реализации и безопасности партнеров, а государство было бы уверено, что участники сделки соблюдают установленные законодательством правила игры. Назовем только некоторые виды:

  • экспертизы, которые применяются при осуществлении внешнеторговых сделок;
  • экспертиза качества товаров на этапе подготовки к заключению контракта;
  • экспертиза текстов проектов контрактов с целью подготовки предложений по обеспечению качества товаров;
  • предотгрузочная и приемочная экспертиза качества и количества товаров;
  • оценка состояния товаров в интересах их страхования или при возникновении страховых случаев;
  • экспертиза товаров для таможенных целей (оценка таможенной стоимости товаров, классификация товаров по ТН ВЭД СНГ, проверка характеристик товаров на предмет попадания их под экспортный или импортный контроль и т.п.);
  • экспертиза обоснованности недополучения валютных платежей при экспорте товаров;
  • экспертиза происхождения товаров;
  • экспертиза документов в интересах получения организациями лицензий для осуществления внешнеторговых сделок, а также многие другие виды экспертизы.

Что нужно сделать, как решить проблемы, чтобы экспертиза заняла достойное место в нашей экономике?

Первая проблема - нежелание многих государственных органов и отдельных чиновников давать дорогу и признавать результаты работы негосударственных, независимых экспертных и сертификационных компаний. Продолжается достаточно активный процесс создания ведомственных экспертных организаций, которые по заданию своего ведомства проводят работы. При этом нарушается главный принцип независимости - экспертная организация и заказчик экспертизы не должны быть организационно и финансово связаны между собой.

Могут быть и другие ситуации, например, в таможенных органах. Для проведения экспертизы и сертификации они создают собственные таможенные лаборатории. Формально заказчиками экспертизы в таможенных лабораториях являются организации - участники внешнеэкономической деятельности, но обращаются они в лаборатории по обязательному к исполнению направлению таможенных органов, которые и используют в своей деятельности результаты экспертизы. То есть и в этом случае участник внешнеэкономической деятельности получает не независимую, а внутриведомственную экспертизу. Причем во многих регионах России таможенные лаборатории занимают монопольное положение в области таможенной экспертизы. Для участников внешнеэкономической деятельности это часто оборачивается очень длительными сроками проведения работ, а значит "простоями" в проведении сделок или ограничениями в использовании собственных финансовых средств. При этом возникает поле для злоупотреблений со стороны сотрудников таможни или таможенных лабораторий.

Решить эту проблему можно было бы, расширив область применения негосударственной, независимой экспертизы в целях обеспечения выполнения государственными органами своих функций по контролю и управлению. Наиболее актуальными областями для этого, по нашему мнению, являются таможенный контроль, валютный контроль, лицензирование внешнеэкономческой деятельности. Именно здесь участники внешнеэкономической деятельности и бюджет государства несут наибольшие потери из-за неоперативности, предвзятости и мздоимства чиновников от экспертизы.

Вторая проблема - компетентность независимых экспертных и сертификационных организаций. При привлечении негосударственных, независимых экспертных и сертификационных организаций к обслуживанию внешнеэкономической деятельности как в интересах участников сделок, так и в интересах государственных органов контроля и управления, компетентность является одним из важнейших факторов. Нельзя эту работу доверять неграмотным шарлатанам, которых в период реформ расплодилось множество. Путей для борьбы с некомпетентностью в этой области может быть много, но, по нашему мнению, магистральными могли бы стать следующие:

- разработка и принятие законодательства об основах экспертной деятельности, которое бы определяло области применения экспертизы, объекты экспертизы, права, обязанности и ответственность субъектов экспертной деятельности, организацию допуска организаций к экспертной деятельности, международное сотрудничество и многие другие вопросы. Проект такого закона разработан компанией "Мосэкспертиза" и был рассмотрен на международном семинаре в Москве в 1997г. С учетом высказанных замечаний проект был доработан и готов к представлению в государственные органы. Вместе с тем его дальнейшее продвижение и перспективы принятия во многом зависят от поддержки экспертной общественности и участников внешнеэкономической деятельности;

- проведение работ по стандартизации экспертной деятельности. Стандарты должны конкретизировать требования к экспертам и экспертным организациям и процедурам их деятельности на основе закона. Эти стандарты могут быть как государственными, так и стандартами общественных объединений или отдельных организаций. Такой работой уже начала заниматься Российская торгово-промышленная палата и компания "Мосэкспертиза";

- развитие системы аккредитации экспертных организаций при государственных органах управления и контроля (таможенных органах, органах лицензирования, валютного контроля и т.п.). Аккредитация должна обеспечить допуск к проведению экспертизы в интересах этих органов только экспертным организациям, отвечающим определенным требованиям по своей компетентности, наличию подготовленных кадров, методической базы, необходимого оборудования, опыта работы в заявленной области и т.п. Опыт такой аккредитации в России имеется (например, при Федеральном долговом центре Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю) и он показал свою высокую эффективность;

- сертификация систем качества оказания услуг в экспортных организациях на основе стандартов ИСО серии 9000. Опыта такой работы в России практически нет. Компания "Мосэкспертиза" является первой, которая внедряет у себя систему качества оказания экспертных услуг. Эта работа в определенной степени затрудняется отсутствием государственных стандартов на экспертную деятельность как услугу.

Таковы магистральные направления обеспечения компетентности экспертных организаций. При их реализации любой заказчик экспертизы будет уверен, что получит качественную услугу в экспертной области.

Третья проблема - обеспечение международного признания результатов экспертной деятельности российских экспертных организаций и организаций из других стран СНГ. Это проблема имеет исключительную важность для защиты государственных интересов и интересов предпринимателей, особенно при проведении внешнеторговых экспортных операций. Проверки количества и качества экспортируемых из России товаров требуют сейчас практически все иностранные покупатели. Однако из-за отсутствия системы признания результатов нашей экспертной деятельности за границей к таким проверкам на территории России чаще всего привлекаются не российские, а иностранные экспертные (инспекционные) компании. Факты свидетельствуют, что часто эти компании отступают от принципов объективности и независимости и, проводя не совсем объективную экспертизу, "подыгрывают" своим фирмам-импортерам, защищают интересы своей страны. Такое "подыгрывание" наносит немалый ущерб нашим экспортерам и экономической безопасности России.

Признание результатов нашей экспертной деятельности за границей позволило бы в значительной степени решить эту проблему. Хотя при этом требуется жесткий контроль за работой наших экспертных компаний на тех принципах обеспечения компетентности и объективности, которые были изложены выше. Обеспечение признания могло бы быть получено через процедуры сертификации или аттестации наших экспертных организаций в известных зарубежных органах, например, TUV, UKAS, а также процедуры вступления наших организаций в международные объединения инспекционных компаний (например, IFTA) через предусмотренные для этого проверочные процедуры.

Четвертая проблема - недопонимание многими бизнесменами роли независимой экспертизы для обеспечения успешного проведения внешнеторговых операций. Это недопонимание во многом связано с недостатком денежных средств или желанием их сэкономить. Отдельные бизнесмены надеются на русское "авось", на то, что иностранный партнер не подведет: поставит товар нужного качества и количества, обеспечит его упаковку в соответствующую тару, вовремя оплатит контракт и т.п. А когда этого не происходит, хватаются за голову и спрашивают: "Кто виноват и что делать?" Но при этом часто бывает, что искать виноватого поздно и делать что-либо тоже. Сэкономив на экспертизе, теряют значительно больше из-за недобросовестности иностранных партнеров.

А сделать следовало бы следующее: пронести экспертизу проекта контракта перед его подписанием и включить в него разделы, обеспечивающие поставку товаров надлежащего качества. Заказать предконтрактную проверку качества товаров, а также предотгрузочную и приемочную экспертизу товара по количеству и качеству. Сделать ряд экспертиз для таможенных целей (классификация товаров по ТН ВЭД СНГ, опенка таможенной стоимости товаров и т.п.). Тогда можно быть уверенным, что любой спор с иностранным партнером, да и таможней тоже, можно будет выиграть, а значит сэкономить собственные деньги.

Пятая проблема - развитие добровольной сертификации в интересах обеспечения внешнеторговой деятельности. Существующие в настоящее время системы обязательной сертификации продукции направлены в первую очередь на обеспечение безопасности этой продукции для потребителей, окружающей среды и имущества граждан и организаций. Однако для обеспечения внешнеэкономической деятельности этого недостаточно. Должна шире развиваться сертификация товаров и услуг на соответствие требованиям нормативных документов, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность (в области таможенного контроля, валютного регулирования, лицензирования и. т.п.), а также требованиям контрактов.

Для такой сертификации лучше всего подходит статус добровольной, а правила такой сертификации должны разрабатываться экспертными организациями по согласованию с организациями, которые будут использовать результаты сертификации (таможенные органы, органы валютного контроля и т.п.). Системы добровольной сертификации должны создаваться на основе законодательства и нормативных документов в области сертификации, а регистрироваться установленным порядком и органах Госстандарта. Опыт создания таких систем, например, в отношении продукции военного назначения, уже есть (система "Оборон-сертификат"). Надеемся, что наше сообщение вызовет Ваш интерес, и мы с большой благодарностью и вниманием рассмотрим Ваши предложения и замечания по изложенным вопросам, а также любым другим вопросам, касающимся дальнейшего развития экспертизы в интересах обеспечения внешнеэкономической деятельности.