ООО «НЕЗАВИСИМАЯ ЭКСПЕРТНАЯ КОМПАНИЯ «МОСЭКСПЕРТИЗА» (ООО НЭК «Мосэкспертиза»)

Некоторые вопросы регулирования внешнеэкономических связей в России

Автор: П.А.Красовский

Одним из важных направлений в регулировании внешнеэкономических связей государства являются меры валютного регулирования и средства стимулирования экспорта. При этом основная роль отводится созданию системы контроля количества, качества экспортируемых товаров и контроля за поступлением валютной выручки. Некоторые проблемы в этих областях деятельности нам и хотелось бы рассмотреть.

Первые попытки использования элементов валютного регулирования в России были предприняты одновременно с либерализацией внешнеэкономических связей. Они заключались в создании системы дифференцированных валютных отчислений экспортерам-производителям в пределах 20% валютной выручки (после всех установленных отчислений). Дальнейшее развитие валютного регулирования проводилось по мере расширения внешнеэкономических связей, увеличения числа участников, совершенствовалась организация этих связей, в том числе проводилась реорганизация кредитно-банковской системы. Однако валютное регулирование, действовавшее в течение всего периода проведения реформ, было недостаточным и отставало от потребностей дня, что вызвало огромную утечку капиталов за границу.

До 1995г. в условиях недостаточного таможенно-банковского контроля за экспортно-импортными операциями легальный вывоз капитала без нарушения российского законодательства составил порядка 110-115 млрд.долл. Криминальный вывоз (в том числе неразрешенный экспорт-импорт товаров, покупка резидентами недвижимости за границей без лицензий и разрешений и т.д.) составлял порядка 2 млрд.долл. в год.

Но нас в данной статье интересует легальный вывоз капитала с нарушением российского законодательства по его возврату (неперевод валюты в Россию по экспорту, неотоваренный импорт, бартер в части неэквивалентного обмена).

По данным Банка России и ГТК России, за 1991-1994гг. в условиях отсутствия контроля за возвратом валютной выручки такой невозврат за экспорт товаров составил не менее 50 млрд.долл., а в период 1994-1996гг., когда этот контроль стал налаживаться, невозврат составил 9,1 млрд.долл.

Экспорт по бартерным операциям за 1994-1996гг. превышал импорт, по самым скромным подсчетам, на 4,5 млрд.долл., а в реальности эта сумма близка к 15 млрд.долл.

По данным ГТК России, не погашенные поставками товаров платежи за импорт только за 1996г. составили 4,3 млрд.долл. Эти данные могут быть также занижены по сравнению с реальными цифрами, так как за 1995г. у 11 К отсутствовала статистическая база данных о поступлении валютной выручки от экспорта, а до 1996г. - данные о расчетах за импортируемые товары.

Эти цифры говорят сами за себя: вопрос контроля возврата валютной выручки был и остается весьма актуальным для российской экономики последнего десятилетия.

Первыми шагами в этом направлении послужило принятие в 1992г. закона “О валютном регулировании и валютном контроле”, в 1995г. - закона “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”, издание ряда указов Президента и постановлений правительства России. Но самыми важными по интересующему нас вопросу стали постановление правительства от 26.12.95г. N 1267 “О введении единой системы обязательной экспертной оценки количества, качества и цены экспортируемых товаров”, другие нормативные акты в развитие этого постановления, а затем постановление от 11.02.99г. N 155 “О единой системе экспертной оценки количества и качества экспортируемых товаров”.

Как же сказывается проблема контроля качества и количества товаров (грузов) при экспорте на возврат валютной выручки и как осуществляется контроль в последние пять лет?

Мировая практика контроля качества и количества товаров (грузов), опирающаяся на деятельность страховых компаний и опыт судебных разбирательств, предполагает участие в осуществлении поставок грузов инспекционных и сюрвейерских компаний. В абсолютном большинстве случаев этот механизм отработан, проверен временем и не дает существенных сбоев. Естественно, что и правительство России в лице Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю (ВЭК России) пошло по этому же пути. Для этих целей были аккредитованы соответствующие инспекционные компании и в соответствии с постановлением правительства от 26.12.95г. N 1267 работы начались практически во всех портах Российской Федерации.

По заключению ВЭК, система валютно-экспертного контроля в последнее время показала свою эффективность и требует только совершенствования. По данным сотрудников ВЭК, невозврат валютной выручки проинспектированных грузов практически сведен к минимуму.

И, казалось бы, дело налажено и все хорошо. Но так ли это на самом деле и нет ли во всем этом пpи более тщательной проработке вопроса более сложных проблем, затрагивающих, в частности, финансовые, a в широком смысле, и государственные интересы России? Ведь система экспертной оценки количества и качества экспортируемых товаров служит интересам не только государства в целях валютного контроля, но и интересам экспортера при разрешении спорных вопросов с получателями товаров, покупателями.

Давайте разберемся. На начало создания рыночных отношений в России и демонополизации внешней торговли наша страна не располагала ни одной инспекционной компанией, признаваемой мировым сообществом, ни одна российская компания не являлась участником (членом) Международной ассоциации инспекционных агентств (IFIA). Но если говорить точнее, то в Российской Федерации на тот момент не было независимых инспекционных (экспертных) компаний вообще. Единственной организацией, которая хоть как-то умела работать на этом рынке, была Союз-экспертиза (Торгово-промышленная палата Российской Федерации), но в силу ряда обстоятельств она не заняла лидирующего места на рынке инспекционных услуг.

Таким образом, на начало демонополизации внешней торговли Россия не располагала ни опытом, ни конкретными организациями, способными отстаивать интересы российских экспортеров за рубежом. Невозврат валютной выручки по причинам несоответствия качеству и количеству фактически был запрограммирован. Российская Федерация в период 1991-1996гг. не располагала какими-либо законными механизмами и возможностями страховых компаний, позволяющими отстаивать интересы своих экспортеров и импортеров за рубежом. Если учесть, что для недобросовестных торговцев такая ситуация вообще создавала лазейку для невозврата части валютной выручки, то будет ясна острота проблемы, с которой столкнулось правительство России, и, чтобы ее решить, оно издало постановление от 26.12.95г. N 1267.

С выходом этого постановления стало ясно, что данную работу в таком объеме российские компании выполнить не в силах: они только создавались, их организационно-распорядительные и нормативно-методические документы не были адаптированы к мировым стандартам, результаты испытаний в процессе экспертизы (инспекции) никем не подтверждались и не признавались.

Указанным постановлением правительства к экспертной оценке допускались, “наравне” с отечественными, и иностранные инспекционные компании. И это в условиях, когда в зарубежных странах не признавались экспертные заключения российских организаций. В результате доля выполняемых российскими компаниями экспертных работ составляет около 1 % (официальные данные ВЭК) и соответственно зарубежных компаний - 99%. Вот она национальная безопасность! Представьте гипотетический вариант, когда одновременно все иностранные инспекционные компании откажутся обслуживать наших экспортеров. Ну, например, в ответ на какие-то шаги российского правительства. Но это - если утрировать ситуацию, а если спокойно и без эмоций, то - какие суммы легально, без нарушения законодательства “утекают” за оказание таких услуг!

По существующему законодательству допуск иностранных страховых компаний и банков в настоящее время ограничен, чтобы дать время отечественным адаптироваться к международным “правилам игры”, стать на ноги. Идет большая полемика по этому вопросу, а вопрос деятельности российских экспертных компаний, загнанных в угол и стремящихся поднять голову, похоже, никого из государственных структур не волнует. Вот и приходится констатировать, что на рынке услуг инспекционных компаний оценку товаров, подлежащих обязательной экспертной оценке, проводят: - 95% инспекций нефти и нефтепродуктов - компании “Сейболт”, “Петрак”, “СЖС-Энергодиагностика” и “Росинспекторат”, 53% инспекций минеральных удобрений - “Росинспекторат”; - 90% черных, 65% цветных металлов и 89% угля -“ СЖС - Энергодиагностика”.

Таким образом, можно утверждать, что деятельность российских экспертных компаний в такой важной области практически сведена к нулю и для российской экономики не имеет решающего значения.

На наш взгляд, при организации системы экспертной оценки экспортируемых товаров была допущена стратегическая ошибка, повлекшая за собой практически остановку развития национальной инспекции и экспертизы. Каждая страна защищает и развивает свой рынок, вводя таможенные пошлины и устанавливая преференции. На рынке услуг также предусматриваются такие правила и порядки, которые стимулировали бы развитие отечественных компаний, и в то же время создавали здоровую конкурентную среду. К сожалению, рынок инспекционных услуг был отдан иностранным компаниям без каких-либо оговорок и условий.

Приведу пример. Во время посещения г.Новороссийска в 1998г. мы были в офисе инспекционной компании “PETRAK” (Великобритания). Не обсуждая работу компании, отметим один лишь факт, на джипе шефа компании был установлен национальный флаг Великобритании и на наш вопрос, почему это сделано, ибо это признак дипломатического статуса, нам ответили, что шеф НЕЗАВИСИМОЙ ИНСПЕКЦИОННОЙ КОМПАНИИ является по совместительству консулом Великобритании на юге России.

Я думаю, что в Форин-офисе в Лондоне дураков нет и предоставление руководителю инспекционной компании статуса дипломата свидетельствует о той роли, которую правительство Великобритании уделяет этому механизму защиты своего рынка и финансовым интересам национальных компании.

Пример второй. Независимая экспертная компания “Мосэкспертиза” обратилась в национальную службу Великобритании с просьбой аккредитовать компанию в соответствии с английскими законами в качестве инспекционного органа, который бы признавали и в Великобритании. Полгода мы ожидали ответа, суть которого состояла в следующем - зачем это нужно?

Думаю, что этих примеров достаточно, чтобы понять, что контроль за качеством и количеством основных экспортных потоков это не только экономический, но и стратегический вопрос, который органы государственной власти и управления должны решать, исходя из национальных интересов.

На наш взгляд, необходимо предпринять ряд продуманных организационных мер и в корне изменить систему допуска иностранных компаний на российский рынок данных услуг. А самое главное - без вмешательства и активной поддержки государства, его активной позиции в этом вопросе уже не обойтись. Неоднократные попытки отдельных отечественных экспертных компаний объединиться, создать национальную ассоциацию, защищающую и представляющую законные интересы российских организаций в стране и за рубежом, наталкиваются в лучшем случае на непонимание и равнодушие, а в худшем - на противодействие, бюрократизм, попытки чиновников извлечь из этого процесса только личную выгоду. Проект закона об экспертной деятельности в России, который бы дал толчок для развития этой области услуг и позволил бы выйти отечественным компаниям на международный рынок, застрял в недрах Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации. Если проект плох - то следует привлечь необходимые силы и доработать, если хорош - претворяйте установленным порядком в жизнь. Но не стоять же на месте! Или это кому-то выгодно? По крайней мере, складывается именно такое впечатление. С выходом в свет Федерального закона “Об оценочной деятельности” появилось понятие “оценщик”, который, по сути, является экспертом в узкой области деятельности (оценки объектов недвижимости), и в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда России от 21.08.98г. N 37, включена эта должность, а тысячи экспертов независимых экспертных компаний и торгово-промышленных палат, занимающихся экспертизой всей номенклатуры товаров (продукции) и услуг не имеют никакого правового статуса и в Справочнике такая специальность отсутствует.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.99r. N 155 предписано соответствующим министерствам и ведомствам разработать и утвердить положение о допуске российских и иностранных организаций в единую систему экспертной оценки количества и качества экспортируемых товаров, и мы надеемся, что будет услышано и наше мнение по этому вопросу. Необходимо разработать такие требования к экспертным компаниям, которые бы устраняли указанные диспропорции. Так, например, при предъявлении документов на аккредитацию нерезиденты должны представить документы, подтверждающие признаваемость ими и их филиалами, ассоциациями (агентствами, союзами), в которые они входят, деятельности российских экспертных компаний на территории России и территориях деятельности своих компаний и филиалов.

В нашей стране уже появились достаточно опытные коллективы, которые при разумной поддержке государства могли бы эффективно выполнять задачи по контролю качества и количества экспортируемых грузов, создавая при этом рабочие места, зарабатывая немалые деньги для российской экономики.

И последнее. Сама процедура обоснования (или необоснования) недополучения валютной выручки требует обновления. При установлении в последнее время более жестких требований к возврату валютной выручки рассмотрение этого вопроса затягивается на месяцы (3-6 месяцев). А почему эту работу не поручить уполномоченным экспертным компаниям, а на соответствующую комиссию Минторга, занимающейся этим сейчас, возложить функции контроля.


КОРИНФ, №25