ООО «НЕЗАВИСИМАЯ ЭКСПЕРТНАЯ КОМПАНИЯ «МОСЭКСПЕРТИЗА» (ООО НЭК «Мосэкспертиза»)

Экспертиза – не роскошь, а средство антикоррупции

Автор: Сергей ХОЛОД

Начинаем серию публикаций о товарах, прошедших независимую экспертизу на качество. Не так уж и мало их у нас. Какие предприятия зарекомендовали себя и где можно купить их продукцию (об этом в последующих материалах).

Трудно переоценить роль экспертизы и сертификации в современном мире. Особенно актуальна, как показывает опыт, независимая экспертиза, которая отражает взгляды на качество товаров и услуг со стороны независимого, незаинтересованного исследователя. Во всем цивилизованном мире существуют экспертные компании, без деятельности которых невозможно представить себе развитую рыночную экономику.

Известные экспертные фирмы были основаны еще на рубеже века российскими гражданами. Вот лишь один пример. В конце прошлого столетия известный российский купец пропал несколько партий зерна французам. При этом он столкнулся с целым рядом трудностей, связанных с сохранностью своего товара во время транспортировки по морю. В пунктах назначения высокое качество российского зерна не всегда подтверждалось импортерами. По их мнению, зерно в пути изрядно портилось, подмачивалось в трюмах, его расхищали - словом, французы предъявили серьезные претензии к качеству товара. Купец решил собственноручно проверить обоснованность подобных претензий. С этой целью он несколько раз сопровождал груз на всем пути следования, а затем создал специальную службу, которая контролировала качество товара вплоть до момента приемки его зарубежными партнерами. Таким образом, показать необоснованность претензии не составило особого труда. Впоследствии созданная русским купцом служба превратилась в мощную независимую организацию, выполняющую роль посредника между производителем, грузоперевозчиком и потребителем.

К сожалению, в современной России независимая экспертиза делает лишь первые робкие шаги. Еще совсем недавно, в период так называемого застоя, качество товаров определялось ГОСТами. И сейчас государство устанавливает нормативы качества в военной промышленности, медицине и ряде других областей. Так поступают во всем цивилизованном мире, потому что это правильно. Беда, однако, заключается в том, что таких областей в современной российской экономике значительно больше. Более того, количество товаров и услуг, подлежащих обязательной государственной сертификации, неуклонно растет. По мнению специалистов, в частности генерального директора компании «Мосэкспертиза» П. Красовского, такой подход вряд ли можно считать целесообразным. России позарез нужна единая система независимых сертификационных и инспекционных служб. Нужны единые правила игры, а роль игроков должны выполнять несколько независимых экспертных компаний. До тех пор пока такая система не будет создана, беспредел в области качества товаров и услуг будет продолжаться и впредь.

Начинать, вероятно, следует с создания законодательной и нормативной базы или единого правового поля экспертной деятельности. Существующие сегодня законы (“Об экологической экспертизе”, “О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации” и т.д.) не в состоянии решить проблему, потому как охватывают лишь узкие сферы экспертной деятельности. При этом масса вопросов остаются неурегулированными. Например, кто имеет право заниматься экспертизой, каким требованиям он должен отвечать, как должна быть организована подготовка специалистов-экспертов, как обеспечивать признаваемость результатов экспертизы в России и за рубежом и так далее - список при желании можно продолжить. Кроме того, вызывает беспокойство и тот факт, что сегодня 90 процентов экспертиз в стране проводят зарубежные инспекционные компании или их филиалы. А это уже угрожает экономической безопасности государства.

Без решения в законодательном плане этих и других вопросов в принципе невозможно создавать эффективную систему экспертной деятельности в стране, оградить ее от некомпетентных лиц и тем более мошенников, завоевать доверие к независимой экспертизе со стороны российских производителей и потребителей. Именно поэтому независимая экспертная компания «Мосэкспертиза» совместно с другими организациями и учреждениями выступает инициатором разработки Кодекса об основах экспертной деятельности в России, который регулировал бы все указанные выше вопросы.

Есть и еще одна проблема - распределение полномочий между государственными и негосударственными экспертными организациями. В настоящее время наметилась тенденция к созданию в каждом федеральном ведомстве своих специализированных экспертных служб, финансируемых, разумеется, из госбюджета. При этом каждое из ведомств отказывается признавать результаты экспертиз, сделанных вне стен этого ведомства. Это приводит к тому, что сегодня главным экспертом в той или иной сфере деятельности становится любой высокопоставленный чиновник.

Чем опасно засилье чиновников-экспертов? Давно замечено, что интересы государства и чиновника не всегда совпадают. Чиновник, проводящий экспертизу, полностью находится во власти структуры, в которой служит. И как бы он ни любил Отечество, все равно будет предвзятым в своих оценках. И до тех пор, пока заказчик, исполнитель и чиновник результатов экспертизы объединяются в одном лице, ни о какой объективной экспертизе не может идти и речи.

Мировой опыт показывает, что место ведомственных экспертных организаций должны занять негосударственные независимые экспертные службы. Они должны действовать в условиях рыночной конкуренции, и никто из них не должен быть монополистом. И заказчик всегда должен иметь выбор, к услугам какой экспертной службы обратиться. Создание разветвленной сети независимых экспертных организаций позволит не только значительно снизит риск ошибок, но и максимально избежать возможных обвинений предвзятости принимаемых решений и коррупции. Именно поэтому за рубежом при принятии важных решений государственные органы стараются передать функции экспертов независимы организациям. В некоторых странах, например, независимые экспертные службы осуществляют надзор даже в такой важнейшей области, как атомная энергетика

Задача государственных opганов при этом сводится к правовому регулированию экспертной деятельности и проверке готовности независимых служб к решению конкретных задач. При необходимости может быть введена аккредитация экспертных организаций при том или ином государственном учреждении.

Все это в России еще предстоит создать. Однако, несмотря на массу объективных трудностей, экспертная деятельность у нас уверенно входит в число приоритетных направлений развития рыночной инфраструктуры. В связи с этим весьма любопытным представляется опыт работы независимой экспертной компании «Мосэкспертиза». О разносторонней деятельности этой фирмы мы скажем в ближайших номерах газеты.